Готов ли ребёнок к школе?

Из всех осенних месяцев особенно знаменателен сентябрь, поскольку именно в этом месяце готовые к обучению семилетки идут в первый класс.

Готов ли ребёнок к школе?

По какой же причине именно семилетний возраст считается самым приемлемым для начала обучения в школе? Нередко родители приводят в первый класс детей и в шести- и в восьмилетнем возрасте.

Ребенок имеет хороший запас знаний, достаточный кругозор и интересуется получением новых знаний - такова мотивация многих родителей при определении ребенка в школу. Но не менее важное значение имеют и другие аспекты, а не только интеллектуальная готовность.

Получение новых знаний, а не только смена обстановки и новые вещи, то есть внешняя сторона школьной жизни, привлекают ребенка, предполагая его личностную готовность. В случае её низкого уровня новые вещи быстро наскучат, а однообразие смены уроков и перемен перестанет удовлетворять его интересы, что доставит немало проблем как родителям, так и самому ребенку.

Правильное общение ребенка со сверстниками и взрослыми может быть только при его высокой социально-психологической готовности. Тогда он сможет действовать со всеми вместе, подчиняясь интересам и правилам группы.

Также немаловажна и физиологическая готовность. Ребенок не сможет стать полноценным членом коллектива, приобрести полные знания, если он подвержен различным инфекциям и ослаблен.

Так какие же конкретные знания и умения должны быть у ребенка, поступающего в общеобразовательную школу? На этот вопрос отвечает дефектолог в Ростове-на-Дону всем интересующимся родителям.

Он утверждает, что прежде всего это соответствующая возрастному уровню ребенка речь, обладающая:

1. Развитием фонематического слуха: умением выделять в потоке речи заданный звук; умением определять место звука в начале, конце или в середине слова; владением навыками звукового разбора слова, то есть различием гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных, мягких и твердых согласных.

2. Умением разбивать слова на слоги.

3. Умением из трех-четырех слов составлять предложения.

4. Умением пользоваться обобщающими понятиями, подбором к существительному различных определений.

5. Умением составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок или просто по заданной теме.

6. Умением составления рассказов о предметах по предложенному плану.

7. Умением самостоятельного выразительного и последовательного пересказа содержания литературных текстов небольшого объема.

Не менее важны элементарные математические представления, показатель их развития. Сюда входят:

- счет предметов заданного количества и их отсчет;

- владение в пределах десятка прямым и обратным счетом;

- умение называть предыдущее число от заданного и последующее;

- знание состава чисел отдельными единицами в первом десятке и двумя меньшими числами;

- знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

- знание знаков: +, -, =, умение пользоваться знаками арифметических действий;

- умение соотносить число предметов и цифру;

- способность к составлению и решению задач на вычитание и сложение;

- знание геометрических фигур - квадрата, круга, четырехугольника;

- умение делить квадрат и круг на две и четыре части;

- умение ориентироваться на листке бумаги в клеточку.

На готовность к школе влияет и кругозор ребенка, к которому относится:

а) умение называть телефон, домашний адрес, состав семьи и полные имена родителей;

б) иметь общее представление о разных видах деятельности взрослых людей;

в) знать и пользоваться правилами поведения на улице и в общественных местах;

г) владеть общими понятиями о сезонных явлениях и временах года;

д) знать название дней недели и месяцев, а также последовательность их.

Кроме этого готовность сверяется со следующими критериями:

- с пространственной организацией, координацией движений, то есть умением правильного определения понятий: выше - ниже, слева - справа, вперед - назад;

- с координацией системы глаз-рука ( правильный перенос в тетрадь простейшего графического образа - узора, фигуры - зрительно воспринимаемых на расстоянии);

- с развитием логического мышления, то есть способностью к нахождению сходства и различия разных предметов при их сравнении, к правильному объединению предметов в группы по общим признакам сравнения;

- с развитием произвольного внимания - способностью удерживания внимания в течение 15 - 20 минут на выполняемой работе;

- с развитием произвольной памяти - способностью опосредованно запоминать, то есть связывать с конкретным символом (слово-картинка или слово-ситуация) запоминаемый материал.

Детский нейропсихолог, например, советует родителям переговорить со своим дошкольником или уже первоклассником и выяснить уровень имеющихся у него знаний соответственно вышеназванным критериям и только тогда будет ясна его готовность к успешной школьной жизни; возможно, ему надо будет еще что-то узнать и запомнить, чтобы полноправно носить звание первоклассника.

Вполне может статься, что малышу нужна будет помощь логопеда, дефектолога или психолога. В таком случае не стоит откладывать визит к нужному специалисту, иначе у ребенка может сформироваться негативное мнение о себе и своих возможностях, о школе. И не стоит спешить с отправкой в школу шестилетнего ребенка, вопрос о его готовности к обучению стоит обсудить со специалистами, обратившись в детский психологический центр, можно также посоветоваться с педагогом и сделать правильный выбор.